Карьерное развитие в США сильно отличается от российского. Есть два основных профиля: специалист – инженер, разработчик и т.д. и менеджер – директор, управляющий и прочие. Эти профили идут параллельно друг другу. Отдельное карьерное развитие для разработчиков, отдельное – для менеджеров. В начале пути можно переходить с одного пути на другой. Если же человек хочет перевестись после некоторого продвижения по карьерного лестнице одного из профилей, то придется спуститься на один уровень ниже.
Уровни разработчиков
1 уровень – джуниор разработчик или младший разработчик. Это специалист с образованием бакалавра или тот, у кого есть 5 лет опыта в разработке. Существует система, при которой некоторое количество опыта приравнивается к законченному образованию. Например, 2–2,5 года обучения в бакалавриате = 5 годам рабочего опыта без образования.
2 уровень – мастер. Плюс еще 2 года образования или плюс 4 года опыта.
3 уровень – разработчик. Самый тру-уровень, когда специалист уже обладает конкретными уверенными знаниями и может полностью закрывать проекты.
4 уровень – ведущий разработчик. К обязанностям третьего уровня он берет на себя ответственность за обучение специалистов 1 и 2 уровней. Их показатели никак не влияют на его работу, он лишь дает рекомендации и консультацию.
Также у 4 уровня появляется больше ответственности внутри компании. Это значит, что для каждого дальнейшего уровня возникают требования о том, какими рисками этот разработчик может управлять. 4-ый и выше уровни отвечают за разработку отдельных бизнес-процессов и в целом влияют на развитие бизнеса, в том числе несут финансовую ответственность. Сначала это 0,1% от общей прибыли компании, затем процент увеличивается. Специалисты самых верхних уровней влияют на 50–100% прибыли компании.
Очень важно, чтобы человек не просто осознавал себя как специалиста, но и понимал свою степень ответственности за развитие бизнеса.
Также есть индивидуальная карьера, когда специалист углубляется именно в свою специальность. К нему приходят за советами, он отлично разбирается в вопросах из его сферы и получает хорошую зарплату, даже если не берет на себя ответственность за обучение других людей.
Менеджеры
Они отвечают за развитие проектов и сотрудников. В первую очередь именно за развитие сотрудников. У компании есть команда специалистов, которые хорошо делают свою работу. Компании нужен человек, который будет делать так, чтобы эти специалисты развивались.
У этого профиля также несколько уровней от простого менеджера до вице-президента.
Все принципы карьерного развития четко прописаны и регламентированы вплоть до ответственности команды за конкретную долю бизнеса. Это помогает уменьшить риск, если кто-то уходит из компании. Прописаны все ожидания от людей на каждом уровне и зона их ответственности.
У руководителей любого уровня прописано максимальное количество людей, которыми он руководит. У директора могут быть в подчинении всего 2 человека, но каждый из них будет супер-профессионалом и иметь под своим руководством других специалистов.
Зарплата менеджера обычно не больше, чем у разработчика. Но плюс менеджера в том, что его бонус по итогам выполнения проекта больше примерно на 10%.
Блокирование карьеры
4 уровень и у разработчиков, и у менеджеров считается самым проблемным – блокирующим. Количество менеджеров выше 5 уровня строго ограничено. Это тот потолок, который можно преодолеть только тогда, когда на уровень выше освободится место. Туда не попасть только потому, что ты отлично делаешь свою работу, много обучаешься и помогаешь другим членам своей команды. Есть и хорошая новость – зарплата может расти и внутри уровня без его повышения.
Смысл такого блокирования роста – не раздувать количество людей с большим влиянием на финансы компании. Нужно быть достаточно незаменимым, чтобы когда освободится место на 5 уровне, именно тебя заметили первым.
См. также: