В некоторых случаях очень выгодно разрабатывать продукты и услуги для развивающихся рынков, а потом, сделав их универсальными, продавать на развитых. Этот подход получил название «принцип реверсивных инноваций» или «принцип обратных инноваций».
Благодаря этому принципу можно брать лучшее от обоих рынков.
Но, несмотря на абсолютную логичность этого метода, лишь несколько глобальных корпораций следуют этому подходу (Coca-Cola, GE, Harmon, Microsoft, Nestlé, PepsiCo, Procter & Gamble, Renault, Levi Strauss).
Причина провалов большинства глобальных компаний в том, что они не понимают экономических, социальных и технологических особенностей развивающихся рынков, не задумываются о ментальности их потребителей. На Западе сотрудники компании придумывают новинки для людей, похожих на себя, но они не чувствуют потребителей развивающихся рынков, ментальность и поведение которых разительно отличается от представителей западного мира. Компании не знают, как работать в таких специфических условиях, совершают одну ошибку за другой и не могут получить должный эффект от обратных инноваций.
Подробнее: Уинтер А., ГовиндараджанВ. «Книгу перемен» пишет GE // HBR-Россия. — 2010, январь-февраль