Особенности обучения взрослых: Андрагогика

Андрагогика

Изменения рынков происходят постоянно, а значит, меняется среда любой профессиональной деятельности, поэтому специалистам компаний систематически нужно учиться и переучиваться. Обучение взрослых имеет целый ряд особенностей, тем более, в профессиональном образовании.

Собственно профессиональное образование (professional education) — это формальный институт подготовки специалистов различного профиля и профессиональной направленности, которое осуществляется, как правило в образовательных организациях. Но это только начало профессионального становления специалиста. Дальнейшее развитие его способностей происходит, часто, не только в образовательных организациях, но и в компаниях, на рабочих местах, а также в форме самообучения. В связи с этим существует ряд терминов, близких по содержанию к понятию professional education, но вносящих в его понимание различные оттенки.

  • vocational training — профессиональная подготовка,
  • vocational education — профессионально-техническое образование (в русскоязычной традиции это понятие близко к подготовке по профессиям высококвалифицированных рабочих),
  • skills training — обучение навыкам, часто употребляется в значениях наставничества (наставник: mentorpreceptoredifier; или наставник-репетитор: tutor),
  • professional training — тренинг, тренировка навыков, в широком смысле профессиональное обучение.

Таким образом, последипломное развитие профессиональных компетенций формируется в профессиональной деятельности с использованием технологий обучения, связанных с постоянными тренировками профессионального мастерства — тренингами. Тренингами называются любые систематические действия, которые предпринимают люди, закончившие начальный (формальный) цикл непрерывного образования, с целью совершенствования своих знаний, умений и навыков (способностей, компетенций) для того, чтобы адекватно выполнять свои профессиональные задачи.

Предполагается, что процесс образования должен продолжаться на протяжении всей жизни человека (lifelong education), чтобы помочь ему адаптироваться к постоянно изменяющейся профессиональной среде, адекватно реагировать на социально-технологические изменения и полностью реализовать свой профессиональный, физический и психо-эмоциональный потенциал.

УГАТУ, кафедра экономики предпринимательства. Андрагогика. Особенности обучения взрослыхОсобый раздел дидактики — андрагогика — предполагает что взрослый обучающийся несет ответственность за определение области своего обучения, выбор методов, планирование сроков, а также за оценку результатов. Он выступает в качестве основного инициатора и заказчика обучения, в то время как преподаватель или наставник играет роль координатора процесса — проектировщика, формирующего новые формы, методы и возможности обучения.

В связи с этим все большей популярностью пользуются доказавшие свою эффективность активные методы обучения взрослых:

  • презентации,
  • семинары,
  • деловые и ролевые игры,
  • бизнес-тренинги,
  • кейсы,
  • дискуссии в малых группах,
  • моделирование и выполнение проектов,
  • обучение действием и др.

Различаются и подходы к организации взаимодействия с обучающимися, и методы коммуникации, и распределение ответственности за результаты, и сама мотивация к обучению.

При организации обучения взрослых специалисты советуют учитывать следующие особенности:

  • осознанное отношение к процессу своего обучения,
  • потребность в самостоятельности,
  • потребность в осмысленности обучения (целеполагание и мотивация),
  • практическая направленность обучения — стремление к применению полученных компетенций, реализации способностей,
  • наличие социального и профессионального опыта — уровень социализации и профессионализации,
  • многогранное влияние на процесс обучения профессиональных, социальных, бытовых и временных факторов.

Взрослые осваивают новые знания и навыки с разной скоростью, поэтому нуждаются в индивидуализации обучения, повышении самооценки и чувства собственного достоинства.

Важными психологическими особенностями взрослых людей, которые выступают предпосылками успешного обучения, являются:

  • большой потенциал к обучению,
  • обучение эффективно, когда его предмет актуален,
  • обучение эффективно, когда личности ничто не угрожает,
  • в обучение вовлекается вся личность,
  • вовлечение в процесс обучения всей личности вызывает изменения в самоорганизации и самовосприятии человека,
  • большая часть обучения достигается действием при сохранении открытости опыту,
  • самокритика и высокая самооценка активизируют творческий процесс, укрепляют независимость суждений и уверенность в себе.

Таким образом взрослый человек должен рассматриваться, как ответственный участник процесса обучения и его инициатор. Тем не менее определяющую долю ответственности за определение целей обучения все-таки несет преподаватель — наставник. Это в обязательном порядке должен осознать обучающийся. В противном случае обучение (самообучение по своему усмотрению и методически не выверенное) может быть не эффективным и не достигнет поставленных целей.

Нужно также учитывать, что хотя с возрастом многие функции организма постепенно ослабевают (снижаются зрение и слух, ухудшается память, возникают трудности с восприятием новой информации), но сами способности к обучению у взрослых от 20 до 60 лет существенно не изменяются. При этом у людей, занятых умственным трудом, они сохраняются значительно дольше. Как правило, возрастное снижение обучаемости связано с общим состоянием здоровья и энергетикой человека, уменьшением объективной и субъективной потребности в новых знаниях, снижением возможностей для их применения.



Понравилась статья? Поделитесь ей с друзьями
Метки: , , , , ,
Опубликовано в Мнения, Новости, Тематические ресурсы