Слушать и слышать

Слушать и слышать. Дополнительное образование. УГАТУ. Уфа.Что такое активное слушание?

С ситуацией, когда не удается поговорить с другим человеком, знаком каждый. Вроде бы и время подобрано удачно, и место, и даже настроение подходящее, но – нет, ничего не получается. Чтобы избежать таких ситуаций, необходимо не просто слушать собеседника, но и слышать, чему и учит активное слушание.
Если раньше этот навык использовалось сугубо психотерапевтами и помогал им в работе с клиентами, то сегодня о нем слышно сплошь и рядом, но далеко не все понимают, что это такое и зачем оно надо.

Активное слушание – способ, который помогает людям общаться осмысленно, вдумчиво и чутко. Это действо подразумевает, что все внимание будет уделяться разговору, без чего невозможно понять чужую мысль, избежать уточнений. Термин был придуман в конце 60-х годов прошлого века психологами Карлом Роджерсом и Ричардом Фарсоном.

При серьезных беседах оппонентам приходится следить не только за нитью разговора, но и задумываться о мыслях и эмоциях оппонента, что-то додумывать. Не всегда собственное мнение бывает правильным, что и создает проблемы с пониманием сути разговора. Активное слушание подразумевает, что оба человека должны проявлять эмпатию, и, если заметили, что собеседник расстроен, спросить его об этом. Вполне возможно, что ответа не последует, но проявленное внимание заставит оппонента относится внимательно и к вопрошающему.

Благодаря активному слушанию можно избежать ловушек общения, в которые нередко попадают все люди. Навык помогает увидеть четкую картину происходящего, и не подразумевает отказ от собственной точки зрения.

Зачем нужно активное слушание?

Этот не самый простой навык здорово облегчает жизнь и работу. Не зря многие компании, размещая объявления о вакансиях, ищут коммуникабельных людей. Почему? Все просто, человек, который умеет общаться, сможет адекватно воспринимать критику, которой нельзя избежать в процессе сотрудничества, как бы этого не хотели обе стороны.

При нарушениях коммуникации часто происходит смещение внимания, как только человек услышит критическое замечание относительно своей работы. И вот тут начинается самое неприятное, вся критика воспринимается, как личная, что портит микроклимат в коллективе, порождает всяческие обиды и зависть. Так же происходит и в общении с близкими, друзьями.

В то же время, хорошие коммуникативные навыки, в том числе и активное слушание, являются важным инструментом, который помогает наладить взаимодействие в любой команде. То есть, если коллеги, друзья, спортсмены умеют слушать и слышать, то и работа у них будет слаженной, а от этого выигрывают абсолютно все.

Чем же еще полезно активное слушание? Как утверждают психологи, люди, которых активно слушают, чувствуют себя более комфортно во время беседы, они ощущают больше внимания, что приносит им большее удовлетворение от такого разговора.

Но не только внимание и комфорт являются плюсом активного слушания. Навык просто необходим, если обеим сторонам необходимо разрешить сложную проблему, например, затянувшийся конфликт, подписать договор сотрудничества при наличии большого количества разногласий.

Как слушать активнее?

Заглянув в пособие для профессионалов, обычный человек придет в ужас, ведь там описано порядка 20 навыков и умений, необходимых для того, чтобы научиться активно слушать.
Безусловно, овладеть всеми навыками было бы очень полезно, но для этого понадобится много времени и сил. Для общения в быту будет достаточно использовать несколько приемов.

Прием № 1

Сосредоточьтесь на разговоре. Уберите все лишние раздражающие факторы, например, телефон, чтобы не вести переписку в одной из соцсетей. Это сложно, но вполне возможно. Многим помогает удерживать внимание на беседе зрительный контакт, но не перестарайтесь, иначе можете смутить собеседника, а это отнюдь не способствует беседе.
Если разговор долгий, не забывайте показывать оппоненту, что вы его слушаете. Достаточно кивнуть или сказать «да-да», «ага». Не перебивайте, если хотите высказать свое мнение. Подождите пока собеседник выговориться, затем донесите до него свои мысли и видение ситуации.

Прием № 2

Не торопите события. Не делайте поспешных выводов и, тем более, не пытайтесь додумать, что пытается сказать вам оппонент. Это тоже не просто, поэтому на первых порах подводите промежуточные итоги. Когда собеседник сделает паузу, спросите: «Правильно ли я понял…», «Ты имеешь в виду…». Но не пытайтесь в эту паузу вставить свое мнение. Лучше покажите человеку свою эмпатию. Если вам непонятны чувства и эмоции собеседника, спросите о них напрямую, фраза «Тебе, наверное, сейчас страшно?» – это не обяжет человека отвечать, но вы покажете, что понимаете и, главное, слышите его.

И самое важное, чтобы научиться активно слушать, надо этого хотеть. Желание должны быть искренним, ведь если вам неинтересно разговаривать с человеком, он это обязательно почувствует, как бы это тщательно не скрывалось.

 

См. также:



Понравилась статья? Поделитесь ей с друзьями
Метки: , , , , , ,
Опубликовано в Коучинг, Новости, Тематические ресурсы