Особенности обучения взрослых: модель процесса обучения и усвоения информации Колба

Особую популярность приобрела циклическая эмпирическая модель процесса обучения и усвоения новой информации (Experiential Learning Model), предложенная Дэвидом Колбом.

УГАТУ, кафедра экономики предпринимательства. г. Уфа, Особенности обучения взрослых: Модель обучения и усвоения знаний Д. КолбаМодель основывается на понимании того, что люди обучаются одним из четырех способов, отдавая одному из них предпочтение перед остальными:

  • через опыт;
  • через наблюдение и рефлексию;
  • с помощью абстрактной концептуализации;
  • путем активного экспериментирования .

Обучение состоит из повторяющихся циклов «выполнение-мышление». Невозможно эффективно научиться чему-либо, просто читая об этом, изучая теорию или слушая лекции. Однако не может быть эффективным и обучение, в ходе которого новые действия выполняются бездумно, без анализа и подведения итогов.

  1. Личный опыт. Человек должен иметь некоторый опыт в том, чему хочет научиться или в чем хочет улучшить свои способности. На основе этого опыта ему необходимо понять, к каким результатам он придет.
  2. Осмысление опыта. Человек обдумывает и анализирует составляющие своего опыта.
  3. Теоретические концепции. На этом этапе необходимо обобщить информацию, полученную из опыта, до состояния модели, которая бы описывала этот опыт. Таким образом происходит выстраивание взаимосвязей внутри опыта, добавление новой информации, генерация идей относительно того, как это работает.
  4. Применение на практике. Необходимо поэкспериментировать и проверить пригодность созданной концепции для дальнейшей работы. Соответственно, после этого этапа человек получает новый «личный опыт», и круг замыкается.


Понравилась статья? Поделитесь ей с друзьями
Метки: , , , , ,
Опубликовано в Мнения, Новости, Тематические ресурсы