Особенности обучения взрослых: естественное обучение и типы обучающихся

Р. Шенк утверждает, что «обучение происходит тогда, когда кто-то хочет учиться, а не тогда, когда кто-то хочет учить» и добавляет : «я не учу, я просто создаю условия для обучения». Вместе с моделью Д. Колба эти высказывания являются основополагающими концепциями естественного обучения (Natural occurring Leaning — NL), основанного на приобретении конкретного опыта, который дает материал для рефлексивного наблюдения.

УГАТУ, кафедра экономики предпринимательства. г. Уфа, Особенности обучения взрослых: естественное обучение и типы обучающихся

Обобщив новую для себя информацию и включив ее в собственную систему имеющихся знаний, человек приходит к абстрактным представлениям, понятиям и моделям, отстраненным от непосредственного опыта, но описывающим объект изучения. Эти новые знания представляют собой гипотезы, которые проверяются в ходе активного экспериментирования в различных ситуациях — воображаемых и реальных. Процесс обучения может начаться с любой стадии модели Д. Колба и протекает циклически до тех пор, пока не сформируется определенный навык. Мозг готов к обучению следующему навыку, как только предыдущий навык сформирован.

Естественное обучение, таким образом основано на идее о связи осмысления опыта, анализа проблем, усвоения теории и ее проверки практикой . Но оказалось, что разные люди предрасположены к какой-либо одной из стадий цикла: практическим действиям либо теоретизированию (причем это относится как к обучаемым, так и к их наставникам).

П. Хани и А. Мамфорд выделили стили деятельности и соответствующие им типы людей: «деятели» , «рефлексирующие» , «теоретики» и «прагматики» . Каждому из типов присущи свои преимущества и недостатки, особенности поведения, требования, как к процессу обучения, так и к другим его участникам. Люди, предпочитающие какой-либо один стиль, встречаются редко и, как правило, в природе каждого обучающегося так или иначе представлены элементы всех стилей. Но при этом именно доминирующие тенденции определяют и особенности процесса обучения, и реакцию человека на методы и усилия преподавателя. А при организации обучения необходимо учитывать, что в группе обязательно будут люди, тяготеющие к различным стилям. Поэтому строить занятия необходимо таким образом, чтобы заинтересовать участников в прохождении всех четырех стадий цикла от практики до практики и включать в программу обучения задания, применять методы учебной работы, привлекательные для всех участников, помогать людям использовать сильные стороны личного стиля обучения и компенсировать слабые.

Таким образом процесс формирования и совершенствования компетенций бесконечен, а Р. Реванс сформулировал правило эффективного обучения в бизнес среде: «Компания будет процветать до тех пор, пока темп обучения в ней будет выше или равен темпу изменения внешней среды». То же относится и к конкретным людям.



Понравилась статья? Поделитесь ей с друзьями
Метки: , , , , ,
Опубликовано в Мнения, Новости, Тематические ресурсы