Сегодня известно, что не все способы передачи знаний одинаково эффективны с точки зрения их усвоения. Это иллюстрирует «Пирамида обучения» .
Взрослые в процессе обучения испытывают трудности. В большинстве случаев это связано с их неготовностью к изменениям и вызвано психологическими причинами. Это усугубляется еще и тем, что они испытали на себе воздействие старой педагогической парадигмы.
Сегодня задача преподавателя — организовать учебный процесс так, чтобы слушатели становились «соавторами» собственного обучения.
Специалисты выделяют целый ряд принципиальных отличий обучения взрослых от традиционного обучения:
- Научение в отличие от изучения: формирование и развитие способностей в отличие от передачи знаний.
- Ориентация на будущее в отличие фокусирования на прошлом: решение актуальных практических проблем, достижение конкретных результатов в отличие от упорядочивания существующих фактов и применения ранее созданных методов.
- Ориентация на содержание обучения («чему учить?») в отличие от ориентации на процесс обучения («как учить?»): применение активных методов обучения в отличие от пассивного поглощения информации.
- Поиск эффективного ответа в отличие от поиска стандартного (правильного) результата: ориентация на решение конкретной проблемы с учетом комплекса факторов, нахождение новых алгоритмов решения задач в отличие от следования традиционным методикам.
- Роль преподавателя превращается в роль наставника, эксперта в отличие от роли организатора, консультанта и оценщика результатов: ориентация на помощь в формировании способностей (компетенций) в отличие от трансляции информации и формальной оценки.
- Контроль процесса обучения со стороны обучающегося в отличие от контроля со стороны обучающего: ориентация на активное участие взрослого обучающегося в получении собственных результатов и в развитии собственных способностей в отличие от ориентации на внешний контроль над процессом обучения.
- Постановка конкретных целей обучения в отличие от общих : предварительная оценка потребностей в обучении и ориентация на формирование конкретных умений и навыков (компетенций), необходимых для выполнения четко поставленных задач в отличие от передачи базовых знаний, расширения кругозора, ознакомления с общими тенденциями.