Метод погружения: как учиться быстрее

Метод погружения подходит для изучения основ математики, биологии, физики, экономики, бухгалтерского учета и технических предметов и многих других дисциплин. В несколько измененном виде этот метод хорошо срабатывает и для получения практических навыков, таких как программирование, дизайн, или для изучения языков. Для себя я его так и называл много лет – «метод погружения», удивительно то, что к нему я пришел на собственной практике, но уже не единожды встречал подтверждение, что он применялся и другими людьми.

Метод погружения можно условно разделить на три этапа

  1. Обзор материала
  2. Практика
  3. Алгоритм Фейнмана

Первый этап: обзор материала

Первым шагом в изучении чего-либо является получение общего представления о том, что вы собираетесь изучать. Если речь об учебном курсе – просмотрите лекции, прочтите учебники. Если речь о самообразовании – прочтите несколько книг по теме и соберите информацию. Сейчас большим подспорьем является Интернет; начните с Википедии, но помните Wikipedia – не рецензированная, с научной и практической точки зрения, библиотека, поэтому проверьте ее тезисы еще на десятке других источников. 

Многие ошибочно полагают, что этот этап – самая важная часть обучения. Чаще всего, наоборот: это наименее эффективно потраченное время, так как объем знаний, получаемый за его единицу, здесь очень мал. Некоторые считают, что полезнее как можно быстрее пройти этот этап, чтобы больше времени осталось на два других. Я так не считаю: важно быть постоянно погруженным в предмет своего изучения; читать нужно в огромных количествах, самых разнообразных источников. Постоянно!!! Даже, когда вы перешли к последующим этапам изучения.

Современная компьютерная техника позволяет нам ускорять восприятие. Например, если вы смотрите видеолекции, хорошей идеей будет смотреть их на ускорении в 1,5–2 раза. Для этого скачивайте видео, а потом используйте функцию ускорения в приложениях-проигрывателях. Но, например я не воспринимаю информацию на слух, мне нужен «файл» или, лучше, бумага: но с ними тоже можно «ускоряться», существует множество отработанных способов. Здесь все индивидуально. Следите за своим опытом и применяйте самые подходящие для вас приемы.

Если читаете книги, советую отказаться от подчеркиваний. Это не самый эффективный способ обработки информации и с точки зрения понимания, и с точки зрения использования в долгосрочной перспективе. Лучше записывайте краткие заметки по ходу чтения или пишите конспект после прочтения каждой смысловой части. Или используйте ментальные карты. У меня на столе всегда лежит лист А4 или А3 – я рисую схемы или ментальные карты, реже  – таблицы, но тоже бывает. Это способствует системному восприятию информации: можно одновременно показывать на таких черновиках и элементы изучаемой системы (блоки в схеме) и, достаточно подробно отражать разнообразные связи (в схемах они отображаются стрелками, соединяющими блоки).

Второй этап: Практика

Выполнение практических заданий ускоряет понимание, но есть две основные ловушки, в которые вы можете угодить и потерять в эффективности:

№1 Нет мгновенной обратной связи

Исследования показали: если хотите учиться, вам нужна мгновенная обратная связь. Простейший способ заполучить эту связь: выполняйте все задания одно за другим, сверяясь с решениями (заранее подыщите для себя задачники с расчетными примерами). Сделали задание – проверили ответ. Практика с запаздывающей обратной связью или без обратной связи чрезвычайно неэффективна.

№2 Размельчение задач

Ошибаются те, кто думает, что большая часть обучения происходит в лекционных аудиториях, библиотеках и Интернете. Но точно также ошибаются и те, кто думает, что понимание приходит с выполнением практических заданий. Несмотря на то, что решая практические задачи вы сможете разобраться с отдельными темами или блоками материала, выполнение упражнений обычно также довольно медленный и неэффективный способ усваивать материал.

Практические задания нужны, чтобы закрепить понимание основ и развить свою интуицию в рамках изучаемой темы. Но есть техники, которые подходят для этих целей гораздо лучше.

Есть представление, что гуманитарные предметы, где вам скорее нужно разобраться с разными концепциями, а не решать задачи, обычно усваиваются с минимальным выполнением практических заданий. В таких случаях лучше больше времени посвятить третьему этапу. Но это точно не правильно. В любой дисциплине, в любой науке (в любой!!!) есть место практикуму. Тренируйтесь!

Третий этап: Алгоритм Фейнмана

Метод погружения. Алгоритм Фейнмана.Первые два этапа нужны, чтобы вы могли понять, что именно вы изучаете и что именно вы не понимаете. Это совсем не так просто, как может показаться. Бывает, нам лишь кажется, что мы с чем-то разобрались. Или, например, в общих чертах тема нам ясна, а какие-то детали – нет, и не ясно, какие именно. Поверьте – «дьявол – в деталях»!

Справиться с этими пробелами поможет техника Фейнмана. Когда вы можете определить, что именно вы не понимаете, вы тут же получаете инструмент, который поможет справиться с этими недочетами. Самые большие пробелы в знаниях сложнее всего заполнять. Эта техника полезна в любом случае: даже когда вы разобрались с материалом, если применить этот метод, можно обнаружить больше полезных связей, которые углубят понимание.

Я не первый, кто профессионально занимается самообучением, и я точно не первый, кто впервые столкнулся с этим алгоритмом в автобиографии нобелевского лауреата по физике Ричарда Фейнмана, где он рассказывал о том, как мучился с каким-то сложным исследованием и решил тщательно разобраться с каждой-каждой деталью задачи, осваивая все доступные материалы, до тех пор, пока не придет понимание исходной задачи.

Алгоритм обучения, который помогает быстрее и глубже разобраться в любой теме

Фейнман осознал различие между «знанием чего-то» и «знанием названия чего-то», и это одна из главных причин его успеха. Он наткнулся на формулу обучения, которая позволила ему понимать вещи лучше других. Эта формула получила название «метод Фейнмана», и она помогает изучать любой предмет глубже и быстрее. Тема, предмет или понятие, которое вы хотите изучить, не имеют значения. Возьмите что угодно. Метод Фейнмана сработает везде. И, что самое замечательное, он очень прост в исполнении. До смешного прост! 

Шаг 1. Научите этому ребенка

Возьмите чистый лист бумаги и напишите, что вы изучаете. Запишите, что вы знаете об этом предмете, как если бы вы объясняли это ребенку. Не вашему умному взрослому приятелю, а восьмилетке, который обладает достаточным словарным запасом и способностью концентрироваться, чтобы понять базовые понятия и отношения.

Множество людей склонны использовать сложные слова и профессиональный жаргон, когда они не понимают чего-то. Проблема в том, что мы сами себя дурачим, потому что не осознаем, чего именно мы не понимаем. Использование жаргона призвано скрыть от окружающих наше непонимание. Когда вы записываете идею от начала до конца простыми словами, которые в состоянии понять ребенок (используйте только самые распространенные слова), вы помогаете себе понять ее суть на более глубоком уровне и упрощаете отношения и связи между понятиями. Если вы приложите усилия, вы четко поймете, где у вас пробелы. И это хорошо, это указывает на возможность учиться.

Шаг 2. Повторите

В первом шаге вы неизбежно столкнетесь с пробелами в ваших знаниях: где-то вы забыли что-то важное, не смогли объяснить или просто испытали сложности в соединении важных понятий. Это крайне важно, потому что вы открыли край своих познаний. Компетентность — это знание пределов своих способностей, и вы только что нашли один из них! Это точка, где начинается обучение. Теперь вы знаете, в чем загвоздка, так что вернитесь к исходному материалу и изучите его заново, пока вы не сможете объяснить его в простых терминах. 

Обнаружение границ ваших познаний также ограничивает ошибки, которые вы склонны совершать, и увеличивает шансы на успех в применении ваших знаний.

Шаг 3. Организуйте и упростите

Теперь у вас есть ряд рукописных заметок. Пересмотрите их и убедитесь, что по ошибке не вписали туда какой-нибудь профессиональный термин из исходного материала. Теперь составьте из них простой рассказ. Прочитайте его вслух. Если объяснение не выглядит простым или звучит странно, это признак того, что ваши знания все еще нуждаются в доработке.

Шаг 4 (необязательный, но крайне рекомендуемый). Поделитесь

Если вы хотите быть уверенным в своем понимании, поделитесь своим знанием с кем-нибудь (идеально, если этот кто-то очень плохо разбирается в предмете; или найдите 8-летнего ребенка!). Лучший тест на ваше знание предмета – ваша  способность передать его другому человеку.

Резюме

Я использовал эту технику много раз и понял, что она подходит для совершенно разных учебных задач. Однако, на первых порах может казаться, что задачи слишком разные, и метод для них не подойдет. С этим согласны и многие другие люди, которые хоть сколько-нибудь связаны с самообучением или с обучением других.

Когда совсем ничего непонятно

  • Возьмите главу из книги по изучаемой теме
  • Распишите объяснение тщательно копируя автора
  • Попытайтесь сформулировать свое разъяснение

Такой «ведомый» вариант техники может быть полезен, когда написать собственное объяснение темы кажется невыполнимой задачкой.

Для освоения методик

Описывая методики, рассказывайте:

  • о каждом шаге
  • о том, как именно они выполняются

Этот прием подойдет тем, кто хочет справиться с доказательством теорем или для понимания уравнений, или организации этапов изучаемых процессов.

Для формул

Формулы нужно понять, а не запомнить. Поймите из чего формула «сложена»; какие элементы в не включены, что эти элементы обозначают и какова их суть. Как элементы в правой части формулы влияют на результат, который записывается в левой части. Обычно этого оказывается достаточно для понимания природы этой формулы.

Для проверки памяти

Техника отлично подходит для самопроверки запоминания. Если у вас получилось выполнить алгоритм Фейнмана по какой-либо теме, не подглядывая в ваши шпаргалки, то, скорее всего, вы и разбираетесь в теме и помните ее.

Глубокое знание

В связке с выполнением практических заданий, техника Фейнмана поможет справиться с первыми уровнями понимания любой темы. И, более того, она поможет достичь глубокого знания предмета. Осознавать идеи на глубоком, интуитивном уровне не так-то просто.

Большинство техник, позволяющих понять что-либо (разобраться), можно разделить на три типа:

1. Аналогии

Вы понимаете идею, обнаружив сходные черты с теми концепциями, которые уже сложились в голове.

2. Визуализации

Абстрактные идеи легче понять, когда мы можем изобразить их в голове. Даже если эти воображаемые картинки являются лишь частью более обширной идеи.

3. Упрощение

Известный ученый однажды сказал, что если вы не можете что-то объяснить своей бабушке, то вы и сами ничего не понимаете. Другой ученый тоже самое сказал, заменив «бабушку» на «ребенка». Упрощение – это искусство усиления связей между основными частями и целым разных идей.

Вы можете использовать фейнмановскую технику как способ быстрее добраться до ситуаций, когда аналогия, визуализация или упрощение сами придут на ум. Как только вы разобрались с чем-то в общих чертах, имеет смысл попробовать скомбинировать эти три метода, чтобы добиться более глубокого понимания.

Способ учиться быстрее

Никаких особых трюков для того, чтобы учится быстрее, не требуется. Однако в процессе обучения вы обнаружите, что этапы Обзор–Практика–Алгоритм Фейнмана будут сменяться один за другим по кругу в разном порядке. Когда первый раз читаете изучаемый материал, понимаете лишь несколько поверхностных идей. Но после, по мере выполнения практических заданий и выстраивания аналогий, подбора визуализаций и упрощений, вы обнаружите, что гораздо лучше осваиваете материал просто перечитав его.

А если вы не студент?

Метод погружения походит не только для изучения университетских курсов. Он будет полезен, если вам нужно отработать навык или стать компетентным в определенной области.

Изучая что-либо, большинство людей зацикливается на первых двух этапах. Но получить более глубокое понимание того, чем вы занимаетесь, можно просто применив Фейнмановский алгоритм.

Чтобы достичь более серьезного уровня экспертности, нужно вернуться к первому этапу метода погружения, но перед этим вновь подобрать для себя статьи, книги, лекции и другой материал по интересующей вас теме, но уже более осмысленно.

Погружаться в знания будет проще, если понять, что это процесс бесконечный и включает в себя много повторов.

 

См. также:

 



Понравилась статья? Поделитесь ей с друзьями
Метки: , , , , , , ,
Опубликовано в Абитуриенту, Кейсы, Консалтинг, Коучинг, Методические материалы, Мнения, Новости, Рекомендации, Тематические ресурсы