Андрагогика
Изменения рынков происходят постоянно, а значит, меняется среда любой профессиональной деятельности, поэтому специалистам компаний систематически нужно учиться и переучиваться. Обучение взрослых имеет целый ряд особенностей, тем более, в профессиональном образовании.
Собственно профессиональное образование (professional education) — это формальный институт подготовки специалистов различного профиля и профессиональной направленности, которое осуществляется, как правило в образовательных организациях. Но это только начало профессионального становления специалиста. Дальнейшее развитие его способностей происходит, часто, не только в образовательных организациях, но и в компаниях, на рабочих местах, а также в форме самообучения. В связи с этим существует ряд терминов, близких по содержанию к понятию professional education, но вносящих в его понимание различные оттенки.
- vocational training — профессиональная подготовка,
- vocational education — профессионально-техническое образование (в русскоязычной традиции это понятие близко к подготовке по профессиям высококвалифицированных рабочих),
- skills training — обучение навыкам, часто употребляется в значениях наставничества (наставник: mentor, preceptor, edifier; или наставник-репетитор: tutor),
- professional training — тренинг, тренировка навыков, в широком смысле профессиональное обучение.
Таким образом, последипломное развитие профессиональных компетенций формируется в профессиональной деятельности с использованием технологий обучения, связанных с постоянными тренировками профессионального мастерства — тренингами. Тренингами называются любые систематические действия, которые предпринимают люди, закончившие начальный (формальный) цикл непрерывного образования, с целью совершенствования своих знаний, умений и навыков (способностей, компетенций) для того, чтобы адекватно выполнять свои профессиональные задачи.
Предполагается, что процесс образования должен продолжаться на протяжении всей жизни человека (lifelong education), чтобы помочь ему адаптироваться к постоянно изменяющейся профессиональной среде, адекватно реагировать на социально-технологические изменения и полностью реализовать свой профессиональный, физический и психо-эмоциональный потенциал.
Особый раздел дидактики — андрагогика — предполагает что взрослый обучающийся несет ответственность за определение области своего обучения, выбор методов, планирование сроков, а также за оценку результатов. Он выступает в качестве основного инициатора и заказчика обучения, в то время как преподаватель или наставник играет роль координатора процесса — проектировщика, формирующего новые формы, методы и возможности обучения.
В связи с этим все большей популярностью пользуются доказавшие свою эффективность активные методы обучения взрослых:
- презентации,
- семинары,
- деловые и ролевые игры,
- бизнес-тренинги,
- кейсы,
- дискуссии в малых группах,
- моделирование и выполнение проектов,
- обучение действием и др.
Различаются и подходы к организации взаимодействия с обучающимися, и методы коммуникации, и распределение ответственности за результаты, и сама мотивация к обучению.
При организации обучения взрослых специалисты советуют учитывать следующие особенности:
- осознанное отношение к процессу своего обучения,
- потребность в самостоятельности,
- потребность в осмысленности обучения (целеполагание и мотивация),
- практическая направленность обучения — стремление к применению полученных компетенций, реализации способностей,
- наличие социального и профессионального опыта — уровень социализации и профессионализации,
- многогранное влияние на процесс обучения профессиональных, социальных, бытовых и временных факторов.
Взрослые осваивают новые знания и навыки с разной скоростью, поэтому нуждаются в индивидуализации обучения, повышении самооценки и чувства собственного достоинства.
Важными психологическими особенностями взрослых людей, которые выступают предпосылками успешного обучения, являются:
- большой потенциал к обучению,
- обучение эффективно, когда его предмет актуален,
- обучение эффективно, когда личности ничто не угрожает,
- в обучение вовлекается вся личность,
- вовлечение в процесс обучения всей личности вызывает изменения в самоорганизации и самовосприятии человека,
- большая часть обучения достигается действием при сохранении открытости опыту,
- самокритика и высокая самооценка активизируют творческий процесс, укрепляют независимость суждений и уверенность в себе.
Таким образом взрослый человек должен рассматриваться, как ответственный участник процесса обучения и его инициатор. Тем не менее определяющую долю ответственности за определение целей обучения все-таки несет преподаватель — наставник. Это в обязательном порядке должен осознать обучающийся. В противном случае обучение (самообучение по своему усмотрению и методически не выверенное) может быть не эффективным и не достигнет поставленных целей.
Нужно также учитывать, что хотя с возрастом многие функции организма постепенно ослабевают (снижаются зрение и слух, ухудшается память, возникают трудности с восприятием новой информации), но сами способности к обучению у взрослых от 20 до 60 лет существенно не изменяются. При этом у людей, занятых умственным трудом, они сохраняются значительно дольше. Как правило, возрастное снижение обучаемости связано с общим состоянием здоровья и энергетикой человека, уменьшением объективной и субъективной потребности в новых знаниях, снижением возможностей для их применения.