Стареющая рабочая сила: не бремя, а возможность

Стареющая рабочая сила. Дополнительное образование. УГАТУ. Уфа.Наш мир постоянно меняется и все более быстрыми темпами. Мы находимся в уникальное время в нашей истории, когда увеличение продолжительности жизни объединяется с беспрецедентными технологическими инновациями, которые разрушают старение такими способами, которые раньше были невообразимыми, что дает нам возможность выбирать, как мы хотим жить в старости.

Сегодня Япония – единственная страна в мире, где люди в возрасте 60 лет и старше составляют 30% и более населения. К 2050 году 62 страны, включая Китай, достигнут этого рубежа.

Мы живем в мире, где люди в возрасте 60 лет и старше скоро превзойдут численность детей в возрасте до пяти лет . Демографы предсказывают, что в странах, которые хорошо стареют, более половины рожденных сегодня детей доживут до 100 лет, а некоторые исследователи считают, что первый человек, который доживет до 150 лет, уже родился.

В 2030 году – всего через 11 лет – первым миллениалам исполнится 50, а первым поколениям X исполнится 65 лет. В конце 2030 года первым бумерам исполнится 85, что приведет к росту числа самых быстрорастущих возрастных групп в США.

Тем не менее, глобальное старение – это гораздо больше, чем просто демография. Достижения в области исследований и технологий стимулируют инновации практически во всех областях, которые влияют на нашу способность жить хорошо с возрастом. Наука делает возможной более долгую жизнь – и поскольку люди живут дольше, они продолжают учиться, быть продуктивными и вносить вклад в общество.

Для многих это значит, что нужно продолжать работать. Ключевой частью пенсионной модели, с которой выросло большинство из нас, является свобода от работы по достижению пенсионного возраста. Сегодня же выбором ключевой части старшего среднего возраста является свобода выбора работы. Все больше и больше людей хотят продолжать работать после традиционного пенсионного возраста, потому что они хотят продолжать вносить вклад в развитие общества и находить смысл в своей жизни – и работа делает это для них.

Все это оказывает разрушительное влияние на рынок рабочих мест. Например, в США количество работников, достигших достаточного возраста для выхода на пенсию, в настоящее время превышает численность подростков в составе рабочей силы впервые с 1948 года.

Несмотря на эти захватывающие события, большинство разговоров о старении все еще рассматривают это как проблему, которую нужно решить. И все решения – это попытка избежать «международного кризиса», которым является глобальное старение.

Эта предпосылка абсолютно и в корне неверна, и миллионы людей доказывают эту неправоту каждый день. Разговор не может быть о том, как избежать кризиса, а должен быть о том, как воспользоваться нашими возможностями, чтобы мы, отдельные лица, организации и страны, могли процветать.

Рабочая сила пяти поколений – это новая реальность. Чтобы поддерживать экономический рост, работодатели и правительства должны учитывать производственные возможности пожилых работников.

Одна из самых больших проблем, с которыми они сталкиваются, связана с проблемой эйджизма. В 2017 году мы выпустили Отчет о готовности к старению и конкурентоспособности AARP (Отчет ARC). Мы изучили уровень готовности 12 стран к решению глубоких проблем, с которыми сталкиваются их общества и экономики, поскольку число людей в возрасте 60 лет и старше более чем удвоится в следующем поколении.

Странами, которые подверглись анализу, были: Бразилия, Канада, Китай, Германия, Израиль, Япония, Корея, Мексика, Южная Африка, Турция, Великобритания и США.

Один из выводов в отчете заключается в том, что эйджизм и неправильное восприятие пожилых людей среди работодателей являются основным барьером, с которым сталкиваются пожилые люди, чтобы остаться или вернуться на работу. Он распространен как в странах с высоким, так и в среднем доходом.

Каковы некоторые из этих негативных стереотипов и заблуждений? Пожилые работники могут рассматриваться как плохие работники, с которыми трудно ладить, безучастные, неспособные использовать технологии, устойчивые к изменениям и слишком дорогие, чтобы их содержать. Они часто испытывают недостаток в рыночных навыках или имеют меньший потенциал для прогресса.

Но мы также узнали в ходе исследования, что, когда мы боремся с эйджизмом и бросаем вызов устаревшим убеждениям и стереотипам, разносторонняя рабочая сила может быть сильной стороной. Каждое поколение – в том числе пожилые, опытные работники – имеют разные способы работы и применения своих навыков. Наставничество и обратное наставничество могут повысить моральный дух и производительность. Пожилые работники могут принести институциональные знания и перспективы, социальную зрелость и стабильность, а также могут передать важнейшие знания или деловые отношения молодым работникам. Молодые работники могут привнести больше совместного мышления и помочь пожилым работникам стать более грамотными в цифровом отношении.

Разновозрастная рабочая сила приводит к лучшей работе. Согласно исследованию  сегмент рабочей силы старше 50 лет продолжает оставаться наиболее заинтересованной возрастной когортой во всех поколениях. Они демонстрируют эмоциональную и интеллектуальную вовлеченность, которая мотивирует сотрудников выполнять свою работу лучше и вносить вклад в успех организации. Кроме того, требуется всего 5% увеличения вовлеченности, чтобы достичь 3% дополнительного роста выручки.

Борьба с эйджизмом также означает изменение устаревшего восприятия пожилых людей как технофобов. Последнее исследование по внедрению технологий среди людей старше 50 лет показывает многообещающие результаты – в настоящее время оно распространено среди всех возрастных групп старше 50 лет. У семидесяти процентов есть смартфон – и они присутствуют в социальных сетях. Текстовые сообщения также продолжают набирать популярность. Есть все еще некоторые проблемы вокруг доверия и частной жизни, но признаки в целом многообещающие.

Мы не можем думать о рабочих местах, не думая о рынке. Например, в США 106 миллионов человек в возрасте 50 лет и старше составляют экономику долголетия, на которую приходится более 7,6 триллионов долларов США в годовой экономической активности. Ожидается, что к 2032 году это число возрастет до 13,5 трлн. 

В Австралии подсчитали, каковы общие расходы домохозяйств среди старших возрастных групп? Они вырастут с 4 миллиардов долларов в 2016 году до 11 миллиардов в 2035 году. А если увеличить участие рабочей силы людей старше 50 лет на 10%, то это добавило бы 16 миллионов долларов в их экономику.

Но так же, как мифы и неправильные представления о пожилых работниках препятствуют усилиям работодателей по удержанию, найму и управлению рабочей силой разного возраста, мифы и неправильные представления о пожилых потребителях также препятствуют способности компаний и других организаций эффективно продавать и предоставлять продукты и услуги для этого растущего и все более влиятельного рынка.

Это напрямую связано с вкладом пожилых работников в рабочую силу. В конце концов, как вы можете эффективно охватить этот рынок и обслуживать его, если в вашей рабочей силе нет по крайней мере таких людей, как они, которые понимают их желания, потребности и образ жизни?

Итак, что мы можем сделать, чтобы лучше управлять и развивать рабочие места для пяти поколений? В этом есть роль для всех – то, что я называю 3P:

  • Люди несут ответственность за возможность трудоустройства.
  • Работодатели несут ответственность за предоставление возможности пожилым работникам остаться на работе, учиться и развиваться, не ограничивать набор персонала только молодыми работниками, а также проводить политику и процедуры, которые являются справедливыми и учитывают потребности всех сотрудники, независимо от возраста.
  • Правительствам на всех уровнях необходимо проводить политику против дискриминации по возрасту, рассматривать политику в отношении безработицы и переподготовки рабочих мест, чтобы пожилые работники, потерявшие работу, получали навыки и помогали им находить новые.

Самое главное, нам нужно изменить мышление – изменить разговор о старении – чтобы признать ценность и потенциальный вклад стареющего населения для решения наших более широких экономических и социальных задач. Пожилые работники не только удовлетворяют свои потребности в финансовой устойчивости и постоянном участии в жизни общества, они повышают экономическую и социальную ценность всех аспектов общества и могут стать важным активом для работодателей.

Рабочие места для пяти поколений – это новая реальность. Мы не можем изменить демографические тенденции, но мы можем изменить то, как мы реагируем на них. Мы можем превратить разрушительную демографию в продуктивные возможности как для работодателей, так и для работников.

Джо Энн Дженкинс для weforum.org

 



Понравилась статья? Поделитесь ей с друзьями
Метки: , , , , ,
Опубликовано в Мнения, Научные исследования, Новости, Тематические ресурсы