Питер Сенге: Образование для сложного общества

В течение 20-го века в войнах погибло более 200 миллионов человек. Очевидно, что с нашей системой образования что-то не в порядке.

Далай Лама XIV

 

Питер Сенге: Образование для сложного обществаНесколько лет назад я услышал эти слова Далай Ламы на программе в Ванкувере, где мы оба выступали. Как и большая часть аудитории, я был впечатлен их простой логикой. Если мы хотим решить проблемы нашего мира, нам нужно искать причины этих проблем. Довольно легко винить во всем причины, которые мы контролировать не можем: скажем, существующую модель экономики, растущие неравенство и бедность, социальные и культурные барьеры, либо усугубляющийся экологический ущерб, которая буквально угрожает будущему нашего вида и многих других видов на планете.

Но эти проблемы возникли не в результате нашего невезения. Они совсем не случайны или непредсказуемы. Это вполне предсказуемые побочные эффекты текущего образа жизни, у которого нет будущего. Мы, люди сегодняшнего дня, находимся в глубоком заблуждении. Мы полагаем, что накопление материальных богатств – это определение счастья. Наши правительства концентрируются на экономическом росте и продолжают считать растущий материальный достаток суррогатом осмысленных показателей нашего коллективного благополучия. Мы также концентрируем невероятную политическую власть в малых элитных группах, главной задачей которых становится сохранение движения по пути, по которому никто не хочет идти. А в сердце этого образа жизни находится образовательная система, созданная для того, чтобы кормить существующую социальную машину, готовить студентов, которые маршируют следом за своими предшественниками к «подходящим рабочим местам», чтобы цикл производства и потребления продолжал крутиться. Как указал Далай Лама, наивно было бы думать, что масштабные изменения, которых требует наше общество, смогут произойти без глубоких сдвигов в доминирующей сегодня системе образования. И когда один из участников программы спросил его, что именно «не в порядке» в современном образовании, он ответил: «Мы научились хорошо обучать ум, но не сердце».

Наша система образования оказалась в невыразимо ироничной ловушке: это институт, который имеет самый большой потенциал по воздействию на будущее, но он же и в наибольшей мере подчиняется идеям, которые абсолютно некритично взяты из прошлого. Никто бы не ожидал, к примеру, что технологическая компания будет разрабатывать продукты по лекалам, которые использовали ее предшественники 30 лет назад, не говоря уже о том, чтобы производить те же самые продукты. Но мы ожидаем, что класс 12 по алгебре будет устроен точно так же, как он выглядел, когда мы сами были студентами. Учитель должен стоять перед классом и контролировать его. Студенты должны внимательно слушать его, сидя за столами узкими рядами. Должна быть жестко задана структура каждого учебного дня, организованная вокруг предзаданного учебного плана, расписанного на год.

Конечно, некоторым студентам могут разрешить пользоваться планшетами и Интернетом, но это, по сути, лишь «рюшечки» и «финтифлюшки», которые добавляются к практически неизменному механизму.

Много лет назад мой учитель и наставник в системном мышлении, профессор Гордон Браун, бывший декан Инженерной школы Массачусетского технологического института, учил нас: «Быть учителем – значит, быть пророком. Мы учим студентов не для мира, который вырастил нас, и даже не для мира, который существует сегодня – мы учим их для будущего, в котором нам предстоит жить, для будущего, которое мы даже не можем себе представить». Гордон знал, о чем он говорит, потому что он был одним из главных авторов сдвига в инженерном образовании, который произошел около семидесяти пяти лет назад. Главным вызовом того сдвига было растущее расхождение между доминировавшей моделью профессионального образования, построенной на уже известном перечне профессиональных навыков, и ускоряющимся темпом научно-технического прогресса, благодаря которому многие из этих навыков устарели бы еще до конца карьеры специалиста. Решением, которое было найдено тогда, была идея готовить технических специалистов с фундаментальной научной подготовкой, что позволило бы инженерам оставаться на переднем крае своей профессии по мере ее развития.

Инновации во всех сферах образования сегодня должны следовать таким же простым и притягательным идеям. Этот доклад проливает свет на одну из самых важных: возрождение, которое происходит в глобальном образовании по мере того, как все больше людей видят несовпадение между доминирующими моделями индустриальной эпохи и реальностью, в которой сегодня оказываются учащиеся. Это означает, что нам недостаточно просто «отреформировать образование». От нас требуется полет воображения того рода, о котором говорил Гордон Браун: мы должны осмыслить образование как путь к культурному сдвигу, мы должны воспринимать школу как способ изменения общества в сторону будущего, которое мы хотели бы все вместе создать. Это означает, что мы должны стремиться не из прошлого, а из будущего решить системные вызовы, которые задает нам растущий спрос на компетенции. Это значит, что мы должны поддержать и ускорить те процессы, которые уже происходят в связи с тем, что образование все больше уходит от традиционных моделей и традиционных навыков в сторону образования, которое учит студентов работать вместе и решать сложные проблемы, для которых нет однозначного решения, но которые приглашают к исследованию и творчеству. Это значит, что мы должны развивать образование, в котором люди будут чувствовать связность друг с другом и с актуальными проблемами общества — а не просто готовиться к профессиям, которые уже исчезают. И это значит, что мы должны поддержать растущее сообщество инновационных учителей, готовых перейти из позиции перед классом (где они выдают предупакованный стандартный контент) в позицию в центре класса (где они учатся вместе со студентами и от студентов).

В нашей собственной работе «образование для сердца» означает, что мы стремимся понять глубокую взаимосвязность людей друг с другом в качестве направляющей идеи, определяющей, как мы понимаем себя, других и наше место в мире. Началом этого пути является осознание себя как взаимосвязи «ума, сердца и тела», как сказали бы в древнекитайских традициях — а не просто «интеллектуального существа», как предполагается в традиционной западноевропейской модели образования. Где и когда школы предоставляют нам возможность изучать себя, понять, что для нас действительно важно, и каково наше предназначение? В какой мере осознание источников нашего здоровья и благополучия определяет то, как мы учимся?

В какой мере знание о том, как успокоить свой ум, может помочь нашему образованию, равно как и более глубокое понимание порождающей и разрушающей природы наших эмоций?

Принятие взаимосвязности всех людей естественным образом подключает неизбежные, но часто игнорируемые «социальные измерения» образования — мир отношений, семьи, друзей, команд. В какой мере развитие способности к состраданию усиливает нашу способность понимать мир? В какой мере этому способствует понимание того, как нам учиться вместе?

В какой мере понимание предмета студентами углубляется, если они помогают друг другу его изучать? Что означает умение увязывать «отношенческие» компетенции с более техническими компетенциями — на которых образование в основном сосредоточено сегодня?

Наконец, в какой мере мы осознаем себя частью больших систем и мировых процессов, в которые мы неизбежно включены? Традиционные племена часто говорят о том, что нашими первыми отношениями в жизни являются отношения с Матерью Землей. Если эти отношения слабы, то все остальные отношения тоже будут страдать. Что это значит для все большего числа детей, которые вырастают в городах с очень слабым или отсутствующим пониманием, как устроен мир природы? По мере того, как воздействие нашей цивилизации на планету все больше увеличивается, становится все важнее понимать, какие последствия несут наши действия во времени и в пространстве. Как мы можем развить сферу сострадания к миру, которая будет сопоставима со сферой нашего влияния на мир — а не просто концентрироваться на «мне и моем», на краткосрочных и локальных интересах?

Слишком часто сегодняшние студенты полагают, что они не имеют отношения к большим вызовам, определяющим будущее мира вокруг них, таким как изменения климата или растущая бедность. Как мы можем помочь студентам выработать чувство причастности и способности действовать в отношении мировых вопросов, таких как будущее еды и воды, которые непосредственно касаются их собственных семей и близкого окружения?

Одним из определяющих свойств современной эпохи является разрыв между нашим влиянием на мир и нашей способностью взять ответственность за это влияние. И в то время как наша способность влиять на природу и общество практически беспрецедентна — мы все больше сосредотачиваемся на краткосрочной персональной выгоде в ущерб благополучию других и жизни в целом. На протяжении большей части человеческой истории, разные народы и общества действовали из понимания, что помощь другим жизненно необходима для нашего собственного благополучия — и это прагматичное понимание лежит в основе всех этических систем. Но сейчас сложная паутина взаимозаботы и взаимозависимости заменяется культурой потребительства, которую в последние годы только усиливают социальные медиа.

Из всех ключевых институтов общества, образование (в его широком понимании) имеет наибольший потенциал преодолеть этот разрыв.

Питер Сенге

Бостон, 1 января 2018 г.

Перейти к докладу > > >



Понравилась статья? Поделитесь ей с друзьями
Метки: , , , ,
Опубликовано в Мнения, Научные исследования, Новости, Рекомендации, Тематические ресурсы