В последнее время в бизнес-сообществе активно создают и обсуждают модели «компетенций будущего». Популярность этой темы порождает как минимум два вопроса.
- Являются ли модели компетенций будущего научно обоснованными?
- Полезны ли эти модели, помогают ли они работать, развиваться, адаптироваться к будущему?
Компетенция – это базовая характеристика личности, следствием которой является такая комбинация знаний, умений, навыков, мотивационных факторов, личностных качеств и ситуационных намерений, которая обеспечивает эффективное решение исполнителем задач определенного класса в определенной организации, на определенном рабочем месте, в определенном производственном коллективе.
Определение подсказывают ответ на первый вопрос о научной обоснованности «компетенций будущего»: он отрицательный. Объяснений как минимум два.
- Мы не можем провести исследование, доказывающее связь тех или иных «компетенций будущего» с результатами труда – ведь будущее еще не наступило, работа не сделана, результат не достигнут.
- Не зная контекста, задач и характеристик конкретного рабочего места, мы не можем научно обосновать набор качеств, способствующих успеху на этом месте.
Но научная необоснованность и недоказанность связей «компетенций будущего» с результатами труда в будущем не мешает исследователям использовать различные концепции и обсуждать второй вопрос – о практической полезности моделей «компетенций будущего».
При подготовке этой статьи авторы проанализировали восемь источников «компетенций будущего», предлагаемых авторитетными организациями.
- Материалы Всемирного экономического форума в Давосе (2016 г.).
- Исследование консалтинговой компании BCG «Россия 2025: от кадров к талантам» (2017 г.).
- Материалы HR-клуба Московской школы управления «Сколково» (2016 г.).
- Future work skills (Institute for the Future for the University of Phoenix Research Institute, 2011 г.)
- Модель P21 (Partnership for 21 Century Skills, 2011 г.).
- Модель Ключевых компетенций ОECD/PISA (2005 г.).
- Надпрофессиональные навыки по версии «Атласа новых профессий» (2015 г.).
- Центр перепроектирования учебных программ (Концепция четырехмерного образования, Бостон, 2015 г.).
Надо отдать должное честности авторов этих документов: никто из них не утверждает, что именно его модель компетенций будущего является истинной, единственно верной или полученной на основе строго научных исследований. В каждом источнике речь идет о консенсусе того или иного экспертного сообщества.
В совокупности эти 8 источников содержат 107 компетенций. Авторы провели кластерный анализ и сгруппировали схожие по смыслу компетенции.
- Умение взаимодействовать и сотрудничать с другими людьми образует первый, самый большой кластер «компетенций будущего». Компетенции взаимодействия присутствуют в каждом из восьми источников. Внутри этой группы есть тактические, «навыковые» компетенции, например, умение писать деловые письма или выступать публично (16% компетенций этой категории), а также более фундаментальные качества личности: желание сотрудничать, эмоциональный интеллект, эмпатия или клиентоориентированность (74% компетенций). Человек – общественное существо, чьи результаты труда, доход и ощущение счастья в значительной мере зависят от общения с другими. И авторы предполагают, что в будущем это не изменится.
- Мышление и решение проблем – второй по величине кластер, он объединяет 15 компетенций. Здесь самая большая категория (30% компетенций) – критическое мышление, то есть умение корректно оценивать и анализировать факты и утверждения, принимать решения о том, чему доверять и что делать. Как и в случае со взаимодействием, «быть умным» полезно и сейчас, и в будущем, особенно в условиях нарастающей информационной перегрузки и смешения объективной (опирающейся на факты) картины реальности и «постправды».
- Обучаемость и открытость новому замыкает своеобразную тройку лидеров. В этой группе объединены такие качества, как обучаемость, любознательность, открытость новому опыту. Все компетенции в этой группе представлены сравнительно равномерно, выделить главные сложно. Обучаемость присутствует в шести из восьми источников «компетенций будущего».
В совокупности эти три группы охватывают почти половину (48%) «компетенций будущего». Иначе говоря, наш будущий успех наполовину зависит от того, насколько мы умеем ладить с другими людьми, мыслить и обучаться.
4. Инновационность и креативность (10 компетенций, упоминаются в 7 из 8 источников) не сводится к освоению технологий вроде ТРИЗ или мозгового штурма. Этот набор компетенций прежде всего предполагает смелость, готовность к творческому эксперименту и совершению ошибок.
5. Цифровые знания и навыки упоминаются примерно так же часто, как инновационность. В эту группу входят программирование, знание основ робототехники, умение понимать и использовать новые технологии, например, машинное обучение и виртуальную реальность.
6. Осознанность и управление собой – это умение управлять своим вниманием, находить смысл в работе и в жизни, жизнестойкость, умение строить собственные планы и вообще понимать самого себя.
Эти шесть кластеров охватывают около 80% «компетенций будущего». Согласно исследованиям, наши фундаментальные способности к взаимодействию с другими людьми, особенности мышления, обучаемости, креативности и способность к самосознанию формируются с раннего детства. Они могут развиваться и во взрослом возрасте, но такое развитие требует длительного времени, больших усилий и серьезных личностных изменений. Это не отдельные навыки, которые можно быстро «прокачать», а элементы нашей личности. К отдельным навыкам (и то отчасти) можно отнести цифровые компетенции – одну группу из шести.
Из этого следует ответ на второй вопрос – о пользе и практичности «компетенций будущего». «Компетенции будущего» могут пригодиться для проектирования стратегических изменений в системе образования и воспитания. Это универсальные способности и качества, важные для адаптации любого homo sapiens к непредсказуемой среде, а не ориентир для краткосрочного обучения конкретного взрослого человека.
Проще говоря, если организация хочет привлечь сотрудников, обладающих «компетенциям будущего», ей следует сделать акцент на подбор, а не на развитие персонала. А еще практичнее – проанализировать, какие компетенции соотносятся с результативностью в этой организации уже сегодня, и сделать ставку именно на них.
На индивидуальном уровне тоже не все однозначно. Стив Джобс или Сергей Королев не были образцом по части выстраивания отношений с окружающими: у обоих был скверный характер. А Томас Эдисон, подбирая материал для нити лампы накаливания, провел около 1500 испытаний различных материалов. Человек с меньшей верой в успех, то есть обладающий более развитым критическим мышлением, наверняка отступил бы после сотен неудачных попыток. Это было бы логично.
Для большинства из нас полезнее хорошо понимать и использовать свои индивидуальные сильные стороны, а также бережно корректировать свои недостатки. Это более прагматичная, чем попытка соответствовать обобщенному портрету «человека будущего», стратегия саморазвития.
Павел Безручко, Юрий Шатров, Мария Максимова для hbr-russia.ru
См. также:
- Развитие навыков в короткие сроки
- 30 идей для ежедневных вызовов самому себе
- Питер Сенге: Образование для сложного общества