Николай Вильчур: 10 мифов о консалтинге

Мы надеемся, что этим материалом привлечем внимание малого и среднего бизнеса к вопросам использования аутсорсинга в области делового консультирования и обучения персонала.

Основной целью этой серии материалов на нашем сайте является концентрация внимания бизнес-сообщества на вопросах формирования и совершенствования корпоративных и персональных компетенций, а также на организации дискуссии.

Рецензирование статей мы будем вести на сайте информационной поддержки http://nesmol.ru/

 

Реферативное изложение статьи Н. Вильчура «10 мифов о консалтинге».

Источник: «Бизнес-Журнал», №10, 2009. @http://www.cfin.ru/

Рецензия: http://nesmol.ru/

 

Работая в сфере консалтинга, порой приходится сталкиваться с недоверием к деятельности консультантов. Детальное изучение этой проблемы показало, что чаще всего оно строится на основе создаваемых самим бизнесом мифов.

 
Миф 1. Внешние консультанты не нужны, когда есть соответствующие внутренние службы.

Действительно, если в компании есть профильные специалисты — зачем нужны консультанты в данных областях?

Здесь важно понимать, что штатные сотрудники специализируются на решении повседневных задач. Внешние же консультанты решают вопросы, которые в рамках деятельности компании возникают редко, требуют специальной подготовки, опыта и навыков в конкретной и достаточно узкой области. Обращение к стороннему консультанту позволяет [временно] привлечь к работе квалифицированного специалиста и получить [на этом] экономию.
 
Миф 2. Внешний консультант не может быстро разобраться со спецификой деятельности конкретной организации.

Для понимания специфики как раз и существуют внутренние специалисты. Внешний же консультант необходим, прежде всего, для того, чтобы взглянуть на ситуацию свежим взглядом. А его работа осуществляется в тесном сотрудничестве с работниками заказчика. Консультант должен смотреть на вопрос исходя из своего опыта разрешения аналогичных проблем в иных организациях.

 
Миф 3. Внешним консультантам нельзя доверять настолько, насколько мы доверяем своим сотрудникам.

Доверие к специалисту не может определяться тем, является он работником компании или сторонним консультантом. Однако нужно учитывать, что каждый консультант очень дорожит своим именем, поскольку, кроме этого имени у него ничего нет. Консультант, имеющий опыт работы, клиентуру, положение и авторитет в профессиональных кругах, не может рисковать всем этим ради сиюминутной выгоды. А штатный работник может уволиться и найти себе работу в другой организации — о его нелояльности, скорее всего, никто и не узнает. В этом отношении внешние консультанты зачастую могут являться доверенными лицами в большей степени, нежели штатные сотрудники.

 
Миф 4. Внешние консультанты не отвечают за результат.

Ответственность за результат возникает, когда обе стороны стремятся построить долгосрочные отношения. Консалтинговая компания [консультант], как правило, ставит задачу построить долговременные отношения с клиентом. И ответственность за результат является обратной стороной того, что консультанты планируют продолжить сотрудничество.

 
Миф 5. Внешние консультанты похожи на продавцов воздуха.

На самом деле проблема заключается в том, что не всегда можно [адекватно] оценить работу консультанта, сколь бы квалифицированной она ни была. Когда специалист выдает нам серию рекомендаций, мы понимаем, что нам известны эти проблемы, мы знаем пути их разрешения и сами могли бы составить план преодоления трудностей.

Но почему до сих пор мы этого не сделали? Вероятно, нужно было, чтобы наше внимание на проблемы обратил человек со стороны, акцентировал внимание на тех элементах, которые казались второстепенными или более четко сформулировал задачи и пути их решения.

 
Миф 6. К консультантам нужно обращаться только при наличии серьезных проблем.

Эта проблема характерна для консалтинговых услуг во всем мире. Здесь уместно провести аналогию с лечением болезни: профилактика всегда легче и эффективнее лечения. Чем позже произошло обращение клиента, тем меньше вариантов действий у консультанта, тем ограниченнее инструментарий, который может применяться. Если же компания обращается к консультантам в период, когда у нее отсутствуют острые проблемы, это позволяет заложить прочный фундамент будущего процветания и избежать значительного числа проблем в будущем.

 
Миф 7. Внешнего консультанта можно найти только через знакомых.

Это действительно — один из способов. Однако следует провести собственный анализ рынка консультационных услуг, узнать: насколько консультант известен, давно ли работает, какие у него были успешные проекты, встречали ли вы его публикации в профессиональных изданиях. Также стоит выяснить, известен ли этот специалист в профессиональной ассоциации – это определяет насколько глубоко консультант ориентируется именно в нужной области.

 
Миф 8. Появление консультанта всегда вызывает тревогу у персонала.

Результативность работы консультанта во многом зависит от того, насколько эффективно он смог наладить взаимодействие с персоналом. Если [его нет], работа будет делаться медленно, возможности улучшений будут ограниченными, попытки внедрения нововведений — саботироваться. Поэтому хороший консультант заинтересован в нормальных отношениях с персоналом, правда, ровно до того момента, когда такие отношения начинают мешать ему работать.

 
Миф 9. Внешние консультанты слишком дороги.

Стоимость услуг консультанта может измеряться только одним критерием — насколько его работа эффективна. Как бы дорого ни стоили консультационные услуги — они приносят экономическую выгоду. Пока отношения устраивают обе стороны — они будут эффективными.

 
Миф 10. Консультант — как наркотик: один раз обратился, потом уже не обойтись.

В бизнесе должно быть заложено стремление к улучшению: если консультант способствует постоянному совершенствованию бизнеса — нет проблемы в том, что он привлекается многократно. Здесь правило то же, как и с ценой услуг: если это приносит пользу — пусть работа будет постоянной, если же нет — даже разовую проводить не стоит.



Понравилась статья? Поделитесь ей с друзьями
Метки: , ,
Опубликовано в Консалтинг, Коучинг, Мнения, Обсуждения, Тематические ресурсы