Компетентностный подход в образовании

Компетентностный подход, образовательная инженерия, аспекты формирования профессионально-образовательного менталитета населения, эффективность управления кадровой структурой организаций, отраслей, комплексов и др.

  1. Федеральный закон № 238 ФЗ от 3 июля 2016 года «О независимой оценке квалификаций»
  2. Проект Приказа Минтруда России «Об утверждении Разъяснений по вопросам применения профессиональных стандартов»
  3. Полный перечень утвержденных профессиональных стандартов в КонсультантПлюс
  4. Национальный совет при Президенте РФ по профессиональным квалификациям
  5. Национальное агентство развития квалификаций (РСПП)
  6. Программно-аппаратный комплекс «Профессиональные стандарты»
  7. Национальные системы квалификационных стандартов: внедре­ние и результаты. Отчет об исследовании, проведенном в 16 странах/ Группа технической поддержки по вопросам достойного труда и Бюро МОТ для стран Восточной Европы и Цент­ральной Азии; Департамент по профессиональным навыкам и возможностям трудоустройства. – Москва: МОТ, 2011. 142 с.
Документы ЮНЕСКО. Болонский процесс.

БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС, начавшийся в 1999 г. был направлен на создание общеевропейского пространства высшего образования (ОПВО). Периодически пересматривались его цели и задачи (2001 г.– Прага, 2003 г.– Берлин, 2005 г. – Берген, 2007 г. – Лондон, 2009 г. – Лёвен, 2010 г. – Будапешт-Вена.) На последнем саммите было провозглашено, что цель, поставленная в Болонской декларации (создание ОПВО), была выполнена.

Лиссабонская стратегия

Стратегия, принятая на Лиссабонском саммите ЕС в июне 2000 г., была направлена на создание самой конкурентоспособной в мире экономики Евросоюза к 2010 г. Стратегия рассматривала университеты в качестве важных партнеров общества и бизнеса, признавая значимость их научной деятельности, передовой опыт в исследованиях и инновациях, наличие ресурсов и конкурентоспособность.

Лиссабонская стратегия охватывала государства-члены Европейского Союза (27 стран), т.е. меньшее количество, чем количество стран, задействованных в Болонском процессе (47 стран). Руководство Лиссабонской стратегией осуществляется Европейской Комиссией (ЕК) и ответственными лицами в странах-членах ЕС.

Основные приоритеты Лиссабонской стратегии:

  1. Повышение конкурентоспособности (путем инвестиций в научные исследования и укрепления единого рынка).
  2. Занятость (фокус на создание рабочих мест, улучшение возможностей трудоустройства, инвестиции в человеческие ресурсы).
  3. Совершенствование социальной защиты, пенсионной системы и здравоохранения.
  4. Обеспечение более высокого и устойчивого экономического роста (через стимулирование инвестиций в новые технологии и развитие инновационного бизнеса).

В соответствии с Лиссабонской стратегией велась активная работа по повышению конкурентоспособности высшего образования путем увеличения инвестиций в научные исследования, в новые технологии и развитие инновационного бизнеса, усиление общественного признания роли ученых, а также создание для них необходимых условий в развитии научно-исследовательской деятельности.

Ресурсы Центра изучения проблем профессионального образования
Лукашенко М. А.
Лукашенко М. А. Профессиональные компетенции руководителя // Современная конкуренция. URL: http://www.cfin.ru/

В статье раскрывается содержание ключевых профессиональных компетенций топ-менеджеров, влияющих на конкурентоспособность возглавляемых ими российских компаний. Автор рассуждает о том, почему руководитель должен не только овладеть необходимыми профессиональными компетенциями, но и последовательно и целеустремленно формировать в компании корпоративную культуру, в которой компетенции, ориентированные на конкурентоспособность, были бы присущи всей команде. В статье поднимаются важнейшие для практики корпоративного управления вопросы о том, с помощью каких ресурсов формируются ключевые профессиональные компетенции, насколько это благоприятно для российских вузов и как можно изменить ситуацию.

Введение

Начнем с крамолы. За последний, кризисный год нам довелось познакомиться с тремя владельцами и одновременно топ-менеджерами предприятий малого и среднего бизнеса. Это были, бесспорно, талантливые люди, и их многое объединяло. Так, всем им были присущи такие качества, как предприимчивость (что характерно) и бесстрашие, невероятная целеустремленность и трудоспособность, любознательность и коммуникабельность, а также многое другое. Что удивительно, у них не было высшего образования, тогда как имелись вертолеты и недвижимость за рубежом.

Данное обстоятельство побудило автора, проработавшего в системе образования четверть века, всерьез озадачиться идентификацией тех профессиональных компетенций руководителей, которые следует относить к факторам конкурентоспособности компаний. Автор попытался проанализировать:

  • в какой мере сегодня высшая школа участвует в формировании и развитии данных компетенций;
  • каковы альтернативные образовательные ресурсы, используемые топ-менеджерами;
  • что следует предпринять вузам в отношении так называемого перехвата инициативы у других производителей образовательных услуг и удержания управления формированием требуемых профессиональных компетенций на уровне, удовлетворяющем реальных и потенциальных руководителей и побуждающем их системно и планомерно повышать свою квалификацию с целью развития и обеспечения конкурентоспособности возглавляемых ими компаний.

Узнать больше>>>

Ресурсы Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов: Материалы методологического семинара «Россия в Болонском процессе» 2004-2005 гг.
Ресурсы по образовательной инженерии на сайте Н.Е. Смольянинова